Я все удивлялась – отчего многие женщины так помешаны на чистоте и порядке?

Стивен Харрод Бюнер, талантливейший травник, психотерапевт, шаман и писатель, дает свои ответы. Меня поразила глубина этого материала, поэтому я попросила у Стивена разрешение опубликовать его на русском языке.

Я подумал, что сегодня вечером мы поговорим о сказках. Мы живем в эпоху бесконечного реализма, когда важность невидимых составляющих бытия постепенно забывается.

Как всегда во времена реализма, в первую очередь умирает память. А когда умирает память, начинают угасать и невидимки – скажем, любовь, которую не подержать в руках, но без которой невозможна жизнь. Среди таких невидимок есть и чувство, которое неизменно рождается, если мы делаем что-то неправильное, даже если разум приводит массу доводов в пользу нашего действия.

Так что я подумал: поговорю-ка о сказках и даже расскажу одну. В сказках живут самые важные невидимки и живут они там, чтобы сохранить память на такие времена, как наше.

Мы знаем, как начинаются сказки: «в стародавние времена…», и такое начало не случайно. Слыша «в стародавние времена…», наш внутренний мистик просыпается на зов такой же древний, как и сам человеческий род. Мистик внутри нас сразу понимает, что речь пойдет о важных невидимках. Итак, сказка начинается со слов «в стародавние времена» и продолжается словами «в тридевятом государстве, в далеких землях…», и это правильные слова: ведь земель, о которых пойдет речь, в нашем мире нет.

Рассказчик даже может сказать: «у нас на планете есть пять континентов, а дело происходило на шестом» или «на нашей планете шесть океанов, а мы отправимся к седьмому». Потому что в сказках действие происходит одновременно в двух мирах: в реальном и в невидимом, лежащим позади нашего мира и под ним. И тот континент, тот океан находятся в мире невидимом.

Если ты – реалист, здесь тебе придется непросто. Весь разговор будет даваться с трудом. Ты попытаешься превратить его в метафору, но он метафорой не является.

На нашей планете шесть океанов, а мы отправляемся к седьмому.

В стародавние времена в далеких землях жили юноша и девушка. Они встретились и полюбили друг друга. Как все влюбленные, они счастливы и решили пожениться. Отец юноши – купец, юноша помогает ему в деле, и у молодой пары радостное будущее.

Когда мы слышим, что юноша будет часто отлучаться от дома, мы сразу понимаем, что в совершенно определенном смысле мужская энергия будет отсутствовать, хотя, конечно, это знание не лежит на поверхности нашего сознания. Это то, что мистик внутри нас понимает из знаков в начале истории.

Купец рад за них и дарит в подарок на свадьбу домик на опушке леса.

Ага, в истории появляются новые грани, новое знание. Лес, который соседствует с домом, олицетворяет соприкосновение древних глубин мира и человеческого бытия. В местах такого контакта всегда происходит нечто важное, и наш внутренний слушатель об этом знает. В этом месте внутри нас что-то начинает двигаться, важные невидимки выходят на свет.

Итак…

Однажды в стародавние времена в далеких землях жили юноша и девушка. Они встретились и полюбили друг друга. Как все влюбленные, они счастливы и решили пожениться. Отец юноши – купец, юноша помогает ему в деле, и у молодой пары радостное будущее. Купец рад за них и дарит в подарок на свадьбу домик на опушке леса.

Домик окружен небольшим деревянным забором, но и дом, и сад, и забор – все выглядит заброшенным. Молодая пара день за днем наводит красоту и порядок. Денег у них немного, но они счастливы и с шутками-прибаутками создают свою новую жизнь.

Неудивительно, что спустя время в один чудесный день они узнают, что у них появится ребенок.

В сказках всегда один из героев – ребенок. Мальчик или девочка, неважно. Это может быть и Золушка, и Иванушка. Главное, что ребенок в сказке есть. В этой сказке у пары родилась девочка.

Молодая семья невообразимо счастлива, что у них родилась дочь. И хотя отец часто отсутствует по работе, каждый отдает и получает море любви.

С самого рождения мать повсюду берет девочку с собой. Со временем молодая женщина превратила заброшенную землю вокруг дома в прекрасный сад-огород, дающий им еду на стол. Она мудро собирает травы для лечения, как научила ее мать, которая когда-то переняла эти знания от своей матери.

И как в свое время мать учила молодую женщину выращивать сад и собирать травы, так и молодая женщина с юных лет начала учить свою дочь. Время от времени они ходили в лес рядом с домом, чтобы собирать те травы, которые росли исключительно в лесу.

Мать наказывала девочке не заходить далеко в лес, так как в лесу есть нечто такое сильное, такое древнее, что лучше эти силы и не будить вовсе. Поэтому во время своих путешествий в лес они держались его края, и мать сразу показала девочке черту, за которую заходить нельзя.

Конечно, здесь мы точно, точно знаем, что в один прекрасный день девочка зайдет далеко в лес!

И вот мать показала дочери все травы в лесу, которые знала сама, травы, которыми можно лечить, рассказала, как готовить из них лекарства. Там росло одно редкое растение, особенно целительное, и мать просила девочку все время его высматривать. Она описала его очень подробно, и взяла с дочери обещание, что как только она его увидит, то немедленно приведет ее на то место.

Девочка подросла, многому научилась, и ей разрешали ходить одной в лес собирать травы. Как всегда случается в сказках, в какой-то день она зашла в лес слишком далеко.

Мы с самого начала знали, что так оно и будет.

И конечно, именно в тот день она нашла растение, о котором говорила мать. Как обещала, девочка сразу побежала за матерью и привела ее на место, где росла эта трава. Мать посмотрела на нее сурово – дочь ослушалась ее – но ругать не стала. Она показала девочке, как осторожно выкопать растение.

Девочка выкопала корень, аккуратно стряхнула с него землю и увидела, что корешок похож на маленького человечка. С ручками, ножками, крошечной головкой. И даже глазками, хотя они были закрыты. Корень был морщинистым, коричневым, и казался таким же древним, как и сам лес.

Мать объяснила девочке, что этот корень – самый целебный из всех целебных, и что первый корешок, который она нашла, нужно держать при себе до конца жизни и использовать только для себя.

«А что я буду с ним делать?», спросила девочка.

Мать взглянула на нее глазами, полными любви, и ответила: «Со временем узнаешь, моя милая. Каждый из нас, идущий по этому пути, находит такой корень. И во время великой нужды каждый узнает, для чего этот корешок нужен».

Вскоре после этого мать заболела. Несмотря на усилия врачей, она слабела с каждым месяцем и, в конце концов, умерла.

Отец долго горевал. Но ему нужно было работать, и за девочкой присматривали друзья и соседи. Шло время и, как всегда бывает, он снова влюбился и привел новую жену в домик у леса.

И ведь мы все знаем, что теперь случится. Мачеха – очень древняя и неизменная героиня сказок. Мистик внутри нас сразу знает, кто она такая, стоит ей только появиться. Эта наша часть знает, что мачеха предвещает беду. В сказках всегда случается беда. В этой сказке беду приносит мачеха.

Поначалу мачеха была доброй, но со временем изменилась. Вскоре она настояла, чтобы сад и огород выкорчевали и засеяли красивым, ровным газоном с клумбами, как у городских богатеев. Она требовала дорогих платьев, а простые носить не собиралась. И конечно, каждый день, когда отца не было дома, заставляла девочку работать на себя. Девочка проводила большую часть времени на коленях, драя полы в доме, моя окна, выдергивая сорняки из газонов и клумб.

Каждую ночь она засыпала в слезах, вспоминая о матери и крепко прижимая к груди корешок, найденный когда-то в лесу.

*****************

А теперь я поговорю о той стороне сказок, которая всегда рождает у меня сильные чувства – о слепоте доброго отца. Из истории видно, что он любит свою маленькую дочь, но все же приводит в дом злую мачеху и ни разу не замечает, что происходит. Когда я был моложе, я все никак не мог этого понять. Раз он так сильно любит девочку, что же он ничего не делает, чтобы ей помочь? А причина, по которой он ей не помогает, как раз и становится главным поучением таких сказок.

Поскольку мы живем во времена реализма, мы забыли, чему учит добрый отец, не способный что-то заметить. Мы забыли, чему учит жестокая мачеха. И мы забыли, чему учит корень, найденный в лесу. Как раз для этого и создаются сказки: они удерживают в нашей коллективной памяти нечто абсолютно важное.

Сказочники с давних времен знали, что у всего есть теневая сторона. Поэтому сказки всегда описывают тень в том или ином воплощении. Например, когда рассказывают историю о мудром царе и его дурачке-сыне, то мудрый царь обязательно умирает, а царством правят глупый сын и злобный советник, разрушая государство.

Рассказывая такую сказку, сказочники говорят о теневой стороне мужского начала. Не о здоровом мужчине, не о том, что можно назвать патриархатом, а о теневой стороне мужского, о том, что можно назвать патриархализмом.

Такие истории учат нас о теневой стороне и о нашей ответственности по отношению к тени.

Злая противная мачеха часто появляется в сказках. Она рассказывает о теневой стороне женского начала, как злой советник – о теневой стороне мужского.

Когда в сказке умирает добрая мать, это кодовый момент, чтобы рассказать о позитивной стороне женского начала, которую лучше всего назвать матриархальной. Эта та часть женской силы, с которой мы впервые встретились в животе у матери. Пожалуй, именно эта сторона нашей матери по-настоящему была счастлива увидеть нас в момент нашего рождения.

Мачеха – это кодовое название для теневой части женского, которую можно назвать матриархализмом.

В реальности мать не умирала, отец не женился заново. Медленно со временем мать изменилась. Женская теневая сторона стала преобладать. И в этом самое большое поучение сказки.

Мы все это видели. У всех есть друзья, которых мы знаем давно, может, даже с детства. Друзья, когда-то весельчаки, наполнились горечью от ран, нанесенных жизнью. Знаем и тех, кто просто забыл, кто они и зачем они здесь.

Сказки учат нас о таких переменах. Они кодируют нашу память, чтобы мы сохранили знание о теневых сторонах, теневых дорогах, которыми можем пойти.

А что добрый отец, который ничего не замечает? Теперь все становится понятнее. Перемены постепенные, отец не хочет замечать, что происходит. Или, возможно, перемены настолько медленные, что он просто не способен отследить маленькие каждодневные изменения. Он по-настоящему хороший человек, но истории учат нас, что именно по-настоящему хорошие люди могут творить гадкие вещи, только потому что отказываются видеть то, что происходит у них под носом. Через свое молчание и свою слепоту они соглашаются со злом.

Золушка является великолепным примером такой истории. Две сводные сестры, конечно, не сводные, а реальные сестры, которых поглотила женская теневая сторона. В нашей истории добрая мать и дочь любят друг друга и проводят время вместе наедине с природой. А мачеха больше занята тем, как она выглядит, как ее воспринимают. Как выглядит ее двор, какие платья она надевает. Она начинает ценить поверхностные материальные проявления больше, чем невидимые силы.

Мы всегда можем определить момент, когда теневая сторона начинает преобладать: материальные ценности становятся важнее невидимых.

Еще один важный символ в таких историях – это то, что девочку заставляют непрерывно драить дом. Или ее могут избить или отругать за работу или за порванное платье.

Непрерывная уборка дома всегда про попытку избавиться от древних сил, которыми наполнен наш мир. Убрать Землю из человеческих реалий. Это попытка избавиться от неопределенности, присущей всем природным системам, попытка контролировать нелинейность природы, поместить на ее место статическое поведение, чтобы обеспечить контроль и безопасность.

И, конечно, Золушка, как и героиня нашей сказки, большую часть времени занята уборкой.

Трудности, через которые проходит Золушка, схожи с трудностями нашей девочки. Присущая детям целостность натуры находится под атакой теневой стороны женского начала.

Сказки не говорят о причине таких атак. Возможно, мать потеряла контакт со здоровым ребенком внутри своей личности. Возможно, она слишком долго не уделяла достаточного внимания своим потребностям. И теперь, потеряв целостность в себе, она не может вынести ее в своем ребенке.

Такие истории всегда рассказывают о теневой стороне и о нападении на здорового ребенка. И о том, как ребенок, пока еще целый, справляется с нападением.

Когда мы это слышим в сказке, мы сразу понимаем – происходит что-то нездоровое. Мы сразу понимаем, что действия мачехи не хорошие. Мы догадываемся, что в слепоте отца есть нечто гадкое. Мы знаем, что ребенок в опасности, и хотим помочь девочке, чтобы она не забыла, кто она.

Но испытывая все это в реальной жизни, нам труднее осознать и понять, через что мы проходим. Намного труднее доверять своим чувствам, своему чутью, и сказать «стоп» тем, кто поступает нехорошо. Именно поэтому важны сказки. В них хранится память наших предков о самом важном. И если послушать сказку внимательно, то в ней есть и решение.

В сказке, которую я рассказываю, каждый день девочка засыпает со слезами. Она плачет о матери, о боли, с которой ей приходится жить свою жизнь, прижимая к груди корень, который когда-то выкопала. Она посылает ему свою боль и свои просьбы, и, как часто происходит в таких историях, в один прекрасный день случается нечто совершенно необыкновенное.

В один прекрасный день лесовичок (а корень и есть лесовичок) открывает глаза, смотрит на девочку и говорит: «Я слышу тебя каждую ночь. Как когда-то сказала твоя мать, во время великой нужды ты поймешь, для чего я появился в твоей жизни. Я здесь, чтобы помогать тебе».

И здесь девочка плачет без остановки и просит лесовичка: «Скажи, что мне делать? Мне так плохо живется. Я хочу, чтобы все стало, как прежде».

Лесовичок смотрит ей прямо в глаза и говорит: «Ступай в лес. Там ты найдешь то, что ищешь».

Конечно, мы с самого начала истории догадывались, что произойдет что-то такое. Всегда должно быть путешествие в глубины леса. Мистик внутри нас знал это с первого упоминания о лесе.

В истории о Золушке добрая фея олицетворяет древние силы мира. В нашей истории эти силы олицетворяет лесовичок, который был найден в виде корня в неодушевленной форме.

Наша нужда взывает к таким силам. Чтобы они явились к нам, чтобы говорили с нами, помогли нам. Помогли не стать врагами своей душе и своей памяти.

Конечно, маленькая девочка невероятно удивилась, когда корень ожил и заговорил с ней. Она еще и испугалась. Матери нет, лес темный и страшный, и древние силы, которые там живут, лучше не будить. Как она может пойти туда совсем одна? Она слишком маленькая, слабая и сильно боится.

Однако жизнь ее невыносима. Как и все мы, она находится на перепутье: один выбор жестокий и болезненный, и, в конце концов, убьет ее дух, а другой выбор слишком пугает, и неизвестно, чем все закончится.

«Сейчас» в сказках имеет совсем не тот смысл, как «сейчас» в обычной жизни. Возможно, девочка пойдет в лес не тогда, когда ей десять или двадцать лет, а в какой-то другой момент своей жизни. Возможно, в лес пойдет ее дочь или внучка.

Можно сказать, что когда в конце 30-х годов закрылись школы травников, прошло много лет, прежде чем девочка решилась пойти в лес. Имя ее многим теперь известно. Ее зовут Розмари Гладстар (чудесная, очень известная в Америке травница, смелая, добрая, умная и тонкая женщина – прим. мое).

Шло время, и многие из нас оставили семьи и отправились в лес, чтобы найти то, что живет только в лесу, ту истину, которая питает нашу душу.

Время шло, как бывает в сказках. И снова мы оказываемся в положении маленькой девочки, мать которой умерла и отец женился на другой. Такие истории всегда повторяются.

Здесь и кроется важность сказок. Они дают ключ к тем трудным выборам, перед которыми встает каждый человек в своей жизни. Каждое поколение встанет перед ними, как и наше в свое время, и как мы будем снова и снова делать такие выборы по ходу жизни.

В большинстве сказок самые большие беды приходят, когда злой советник и жестокая мачеха создают альянс. Другими словами, когда теневая сторона мужского и теневая сторона женского объединяются во имя общих целей.

Злой советник заинтересован в накоплении власти без всяких границ, а также в защите своей территории. Мачеха занята безопасностью и предсказуемостью.

***

Здесь сказка и ее такой элегантный анализ заканчиваются. Дальше Стивен рассказывает о том, как громадные корпорации, делающие миллиардные прибыли на лекарственных средствах, переполненных химией, убивают через лоббирование небольшие фермы, выращивающие травы. Здоровье населения, конечно, ни при чем – оно выступает только прикрытием. Но мне видится, что здесь тоже много полезного, поэтому я решила перевести и этот кусочек.

Давно в нашем мире такой альянс случился между движениями за социальное благополучие, которые состояли, главным образом, из женщин-активисток, и Американской медицинской ассоциацией, которая состояла из мужчин. Женщины хотели запретить наркотики, алкоголь, табак, чтобы защитить своих детей от опиума, который им давали, чтобы дети были спокойными, защитить женщин от побоев мужьями-пьяницами, запретить жевать табак в общественных местах и запретить людям курить. А врачи хотели контроля над медициной, чтобы сохранить свои угодья. Они хотели власти над здравоохранением.

Тогда же началась война с наркотиками, сухой закон и доминирование технологической медицины и лекарств, и, соответственно, запрет на траволечение. Мы до сих пор страдаем от побочных эффектов этого альянса.

Конечно, в то время лес для большинства из нас был под запретом. Нам говорили, что он опасен. Что туда ходят только суеверные. А в 60-х годах многие дети отправились в лес и принесли оттуда массажные школы, телесно-ориентированную терапию, природное акушерство, уникальные виды психотерапии и траволечение. Принесли из леса целительные силы для рода людского. Но медленно, одно за другим эти средства лечения стали попадать под контроль жестокой мачехи. Часто с помощью злого советника. Единственной областью, которая оставалась живой, было траволечение.

Я боюсь, что все мы превращаемся в доброго, но слепого отца. Мы смотрим и не видим, как не только мужская теневая сторона, но и женская прокрались в наш мир и в наше целительство.

Истинный вопрос – это жажда власти у определенных групп и лиц, помноженная на страх и желание контроля над дикими силами. Это страх перед природой, страх перед людьми, которые идут в лес и делают лекарства из того, что они там находят.

Движения, начавшиеся в 60-х годах, коренились в двух убеждениях: необходимость возврата к природе и вера в личность. Эти два убеждения плотно переплетаются между собой. После 60-х вера доверие к личности падает с каждым годом. И, конечно, страх того, что наша дикая природа нас убьет, крепчает с каждым днем.

Большинство людей, как правых, так и левых, считают, что человеку доверять нельзя. Например, очень либеральный активист, живущий со мной по соседству, говорит, что я могу сделать проводку в моем доме, потому что я – человек толковый, но большинство не может. Большинство недостаточно умны, им доверять нельзя. Их нужно защищать от них самих и защищать нас от них.

В наше время большинство людей не доверяют главному элементу функционирующей демократии – самим людям. Мы действительно живем в темные времена.

В глубине мы все понимаем, что живем в трудные времена. Все мы знаем, что экосистемы Земли начинают раскручиваться все быстрее и быстрее, чтобы восстановить баланс. Мы все знаем, что человечество черпает ресурсы без меры и что за эту безмерность скоро придется расплачиваться. Большинство из нас чувствует, что есть что-то неправильное внутри нашей культуры и нашей системы управления.

Многие чувствуют, что различные группы пытаются контролировать все больше аспектов нашей жизни. Не для того чтобы нам помочь, но потому что они боятся неконтролируемого населения. Они боятся леса, который был и останется вне контроля.

Есть вопрос, который мне задают чуть ли не ежедневно – как я, зная то, что я знаю, умудряюсь сохранять надежду?

Я сохраняю надежду, потому что был глубоко в лесу и знаю, что там живет.

Я знаю, что как только у людей появляется нужда в каком-то лечении, то травы, в которых содержатся лекарство, начинают расти поблизости. Я знаю, что по мере того, как болезнь Лайма (передается клещами, как клещевой энцефалит – прим мое) охватывает США, трава, которая ее исцеляет – Japanese knotweed – начинает расти прямо-таки зарослями в тех же самых местах.

Я знаю, что по мере того, как бактерии начинают формировать устойчивость ко всем синтетическим антибиотикам, травники тысячами начинают учиться профессии, которую они в США легально не могут практиковать. Начинают учиться, потому что чувствуют, насколько это нужно людям.

Здесь все намного больше, чем нас учили. Как сказал Торо: «Вы должны понять, что ничто не является тем, за что вы это принимаете».

Я верю в личность. Я верю Гайе (имя нашей планеты – прим мое). Я доверяю невидимкам, которые нас окружают.

Мы живем в опасные времена, времена больших перемен. Нет возможности игнорировать эту правду. Наши дети будут жить жизнь, отличную от нашей. Это становится очевидным. Мы все знаем это.

Тенденция, конечно, искать решение вовне: посмотреть на правительство, на нового президента, у которого есть ответы, который законодательно утвердит перемены, необходимые, чтобы все вернулось на место, чтобы мы могли продолжить жить, как прежде.

Этой тенденции не нужно следовать.

Я думаю, мы просто обязаны оставить попытки быть слепым и добрым отцом. Мы должны, каждый своим путем, работать с проблемами жестокой мачехи и злого советника. Для этого необходимо доверять своему сердцу и видеть, что находится перед нами.

************

Оригинал статьи можно прочесть здесь: gaianstudies.org. Этот материал – вступительная речь Стивена на Международном симпозиуме травников в Витон Коллежде, 2009 г.

Примечание: в статье есть одно слово – dreamer – которое мне сложно было переложить на русский язык. Я его перевела, как мистик внутри нас. Это слушатель, мечтатель. Если у кого-то появятся идеи, буду благодарна.

Копирайт 2009 – все права принадлежат Stephen Harrod Buhner

Иллюстрация – таинственный датский лет – с сайта dreamstime.com

 

Советую почитать:

Сразил ли ты своих циклопов?

Я есть! Как научиться себе доверять

Отравленные яблоки для дочери (на ФБ) (обязательно жмите «нравится» =)