Выйдя из-за глухой стены отрицания боли и страдания ребенка, родитель оказывается в довольно трудном месте.

Ты смотришь на сына или дочь, и до тебя доходит, что же ты наделала. Осознаешь, сколько ужаса к ребенку пришло через тебя. Не обстоятельства, а ты сделала выбор бросить его, беззащитного кроху с открытой сияющей улыбкой, оставить с чужими людьми, нарушить законы природы. Ты вспоминаешь, как бил своего сына, оскорблял его. Как ты долбила дочь непрерывной критикой, раздражением и злостью. Как ты заземлялся о самого беззащитного человечка, срывая все свое зло на жизнь. Ты понимаешь, что твоей ребенок не видел любви и поддержки. Любовь, она другая.

И в какой-то момент становится так ясно, что твой ребенок покалечен. Да, он справился со своим детством. Да, она сумела выжить. Природа дала детям достаточный ресурс. И ты с грустью сознаешь, что все ведь пришло через твои руки и твое сердце, твои выборы и твои действия. Очень хотелось, как лучше, чтобы не как в твоем детстве, очень хотелось, но получилось, как смоглось.

Да, место трудное, здесь горевание, отчаяние и даже опустошение. Хочется сбежать, в том числе в беспомощные фантазии о выборе родителей, в попытку снять с родителей ответственность.

Ответственность не снять, отвечать приходится.

И я знаю, что сегодня, когда отец стал осознанным, когда мать одумалась и полечилась, нам хочется компенсировать ущерб, все исправить, исцелить, но уже поздно, ту боль не затереть. Дорогостоящее обучение, внимание, любовь, подарки не отменят прошлое. Конечно, детское сердце готово прощать – и сердце простит – но что-то в глубине сущности ребенка не простит никогда. Даже когда ребенок знает, что родитель не мог иначе, что родитель точно также искалечен, если не больше, даже когда дети всем сердцем за родителя, сын все равно нервно закурит сигарету при виде матери, дочь накинется на еду. Какая-то часть не простит, и это правильно, и мы все внутри себя это знаем, только не признаем.

Вопрос – что же делать? Можно ли что-то изменить?

Можно. Я поделюсь практикой, которая очень помогает мне лично. Она называется тонглен, и она способствует возвращению к родителю, то есть к источнику, части боли и травмы, которые пришли к ребенку от искалеченных поколений предков и которые лежат на ребенке непомерным грузом.

Испытав действие практики на себе с помощью моей названной мамы, я знаю, что во время практики в сердце ребенка приходит прилив тепла, нежности, и ощущаются забота и поддержка, базовое принятие. Ведь главная забота, принятие и поддержка, которую мы можем дать друг другу, – это когда мы на уровне сердца признаем страдание, через которое прошел и проходит человек, особенно наш ребенок. Бесценно! Сердце ребенка наполняется теплом и даже крылья вырастают. Расстояние между родителем и ребенком может быть любым, хоть рядом, хоть десять тысяч километров. Все ощущается на любом расстоянии. В каком возрасте вы представили ребенка не случайность. Значит, для этого возраста сейчас поддержка нужнее всего. Ребенку знать о том, что родитель делает практику тонглен, совсем нельзя. Просто любите, просто сострадайте.

Вот описание практики:

Тибетская практика тонглен – получения и отдавания – создана для облегчения страдания. На вдохе представь, что ты вдыхаешь боль, страх, страдание другого человека, а когда выдыхаешь, представь, что посылаешь этому человеку тепло, счастье, благополучие и здоровье.

Кажется неправильным вдыхать в себя страдание другого человека, однако эта практика помогает открыть сердце и соединиться с его истинной природой – огромной, безграничной, любящей. Тяжесть страдания растворяется в любви и безграничности сердца. И каждый следующий выдох все больше будет идти из пространства милосердия, тепла и спокойствия по отношению к страдающему человеку.

По моему опыту, тонглен относится к немногим способам вернуть прошлое и исцеляет разрушенное. А если хватит духу, можно пройти дальше: взять свою детскую фотографию и сделать практику тонглен для себя маленькой или маленького. Результат будет сильным, я обещаю.

Советую почитать:

Выбираем ли мы родителей

Она не смогла вылечить родителей и теперь лечит мужа

Любить умело


***

Описание практики из статьи «Roshi Joan Halifax on compassion, women in Buddhism, and altruism», журнал  Spirituality and Health.