«Определить талант очень просто — вы смотрите, какая женщина возле него. Возле Пушкина, возле Высоцкого, возле Есенина. Потом вспоминаете, какая женщина была возле Брежнева, возле Хрущева, возле Сталина. Не было их у них! Всё было у них, а этих людей у них не было! Вот я и говорю: ты сам такой, какая женщина возле тебя! Из жён надо выбирать весёлых. Из весёлых — умных. Из умных — нежных. Из нежных — верных. И терпеливых».

Читаю эти слова Михаила Жванецкого и посмеиваюсь.

Посмеиваюсь, потому что согласна с ним, конечно, только вот выбрать эту женщину он не может. Разве что, как многие сейчас, верить в переселение душ, и что перед рождением мы рассматриваем множество вариантов мамы и папы. Я в переселение душ не верю.

И женщина, которую он не может выбрать, как река, задает течение мужской жизни.

Исток ее там, где малыш плавает в тишине, прислушиваясь к звукам матери, ее вибрациям. Чувствует ее страхи, ее радость. Питается кровью, насыщенной ее гормонами. Рождаясь, ползет по животу к соску, из которого течет сама жизнь. По тонким изменениям гравитационного поля знает, любим ли он.

А реки бывают разными-разными.

Одна река – полноводная

Растит сына, понимая мужскую природу, такую отличную от нашей, женской. Не мешая ей, не пытаясь сломать маленького мужчину. Уважая, поддерживая, любя. Доверяя, что он справится.

Талант мужчины, родившегося в такой реке, течет легко и свободно. Трудность только в том, чтобы выбрать одно направление, потому что, поддерживая многие дары, она напитывает щедро и обильно, как Миссисипи или Волга или Амударья. Здесь вспоминается мать Чингиз-хана, Оэлун. Все тридцать серий неотступно я смотрела на ее мужество и отношения с сыном, сумевшим объединить огромную разрозненную степь.

Пишу эту статью, и почему-то приходит, что богиня Сарасвати, богиня рек, как раз поддерживает таланты. Удивительное совпадение.

Другая река – каменистая

Ее обижал отец, она не знала его поддержки, нежности и заботы. От матери шли лишь требования и упреки, ни одного ласкового, ободряющего слова за много-много лет. Так создались каменистые пороги, так задавалось русло для будущего сына.

Порожистые реки с обидой на мужчин и ощущением сиротства невыносимо любят своих сыновей. Смешивая поток любви с потоком требований и упреков, без единого ласкового слова. «Ты, главное, не хвали их», советует такая мать невестке, растящей троих мальчиков.

А вот и самый непроходимый порог, просто сводящий с ума:

когда родитель говорит ребенку «я тебя люблю»,
а на самом деле имеет в виду «я тебя ненавижу» (Стивен Бюнер)

Бурная река, любимица рисковых байдарочников, создает русло для таланта, который всегда против. Против общества, течения, начальства, культуры, всего на свете – потому что в первую очередь против матери. Он борется за жизнь без передышки. И, вырастая, удивительно похож на дедушку со стороны матери, повторяет его судьбу.

Примерами врываются Маяковский и Тарантино с его сражающимися женщинами, где добрая мать уверенно раздавливает глаз злой.

Третья река – пересохшая

Пересохшее русло не может дать сыну стабильное любящее полное внимание, самую большую драгоценность. Порой у мамы так мало жизненных сил, что она рано покидает мир.

Сухое русло не напитывает, не открывает дары и не формирует, ни бурно, ни плавно. Талант, данный Природой, может разлиться болотом. Может сойти на нет. Чаще всего вопрос о раскрытии даров и не стоит. Сил у сына в будущем хватит только на зарабатывание денег.

Я здесь примером приведу отрывок из книги «Как добиться желанной любви»:

Я сделал это болезненное открытие рано, на второй день нашего медового месяца. Поженившись, мы отправились на неделю на небольшой остров в Южной Джорджии. Мы гуляли вдоль пляжа. Я толкал в воду коряги, моя юная жена присела у берега, склонив голову, полностью поглощенная поиском ракушек.

Я до сих пор помню ее силуэт на фоне восходящего солнца. Она сидела спиной ко мне, на ней были черные шорты, красный топ. Ветер трепал белокурые волосы. Я заметил поникшие плечи, и в эту секунду меня охватил приступ тревоги, внутри все похолодело. Я понял, что женился не на той женщине. Чувство было настолько сильным, что мне пришлось себя остановить, чтобы не побежать к машине и не уехать. Я стоял, замерев. Моя жена оглянулась, помахала мне рукой, улыбнулась. Словно очнувшись от ночного кошмара, я махнул ей в ответ и побежал скорее к ней.

Занавес поднялся на мгновение и снова опустился.

У меня ушли годы, чтобы понять, что же тогда произошло. Мне помог мой терапевт: во время одной из сессий мы с ним делали упражнение на погружение в раннее детство. Он помог мне представить, как я сижу на полу на кухне, мне год или два, я играю с игрушками. Мама стоит у плиты, что-то готовит, повернувшись ко мне спиной. Это, скорее всего, была типичная сцена, так как я был ее девятым ребенком. Мама была уставшей, в плохом настроении, с поникшими плечами.

Вспоминая на терапии эту сцену, я остро понимал, что у нее не было для меня ни физической, ни душевной энергии. Мой отец умер несколько месяцев назад из-за травмы головы. И она осталась с кучей детей, практически без денег и помощи, совсем одна. Я чувствовал себя нелюбимым ребенком. Она была нежной и заботливой женщиной, но настолько поглощенной своими тревогами, что могла смотреть за мной только механически.

Это открытие было для меня новым. Прежде я думал, что моя тревожность связана с тем, что мои родители умерли очень рано, мне не было и шести лет. Но в тот день я понял, что мое чувство заброшенности началось намного раньше. Во время сеанса терапии я звал ее, но она не оглядывалась. Я сидел в кабинете терапевта и горько рыдал от боли.

Следом пришло еще одно открытие: я понял, что произошло тогда, на пляже, во время медового месяца. Когда я увидел мою жену, сидевшую далеко от меня, полностью поглощенную собой, увидел ее точно также поникшие плечи, у меня появилось зловещее предчувствие, что мое супружество будет повторением раннего детства с мамой, находящейся в глубокой депрессии. Пустота ранних дней моего детства продолжится. Для меня это было слишком, и я поспешил тогда, на пляже, быстрее задернуть занавес». (Харвиль Хендрикс)

Что здесь еще важно?

Как видно из воспоминаний доктора Хендрикса, первая женщина задает русло не только для творчества, но и для отношений с женщинами. Они удивительно похожи, эти две важные линии в жизни мужчины.

Возможности свободного выбора партнера нет.

Когда кто-то совпадает ценностями, энергией и вибрациями, характером течения реки с той женщиной, по животу которой ты полз к соску, то возникает неудержимое притяжение. А если у женщины есть что-то немного схожее в характере и ценностях с твоим отцом, то сопротивление бесполезно.

Русло можно изменить

Когда ясно видишь эти течения, может возникнуть чувство обреченности. Однако я знакома с несколькими мужчинами, которые изменили русло, заданное матерью. Можете представить, что вытаскиваете валуны из настоящей реки или наполняете ее водой? Вот такую работу проделали эти мужчины, чтобы плыть широко и мощно, раскрывая свой талант, свое благополучие в любви, не натыкаясь на пороги.

А теперь про нас, матерей

Природа создает разные реки, и все они хороши, все несут жизнь.

Да и любители адреналина ни за что не согласятся на русло гладкое и ровное. Я их понимаю.

Однако некоторые пороги бывают смертельно опасными. Оглядываясь на мои отношения с сыном, я вижу, как неосознанно иссушала свою реку, отдав его на воспитание маме, погрузившись в интенсивную работу. Иначе он разбился бы о мои травмы.

Тогда, давно, сработала интуиция, я сделала правильный выбор, хотя много лет не могла себя за него простить, да и сейчас непросто. Теперь, с высоты внутреннего опыта исцеления и психотерапевтических знаний, пришло понимание, что же тогда происходило. Ясно вижу, что плавные и глубокие, а также каменистые и пересохшие годы на материнских реках подозрительно совпадают со спокойными периодами и пиками боли в детстве женщины. Кто-то не может вынести вида младенца и бежит «на работу». Для кого-то подростковый возраст ребенка становится нестерпимым. потому что у самой матери эти годы жизни были наполнены болью.

В память врезался взгляд моего трехлетнего сына, наклон головы, интонации, мучительно похожие на моего отца, человека нежного, наделенного художественными дарами и безудержным пристрастием к алкоголю.

Сын недавно приезжал на каникулы. Он учится в другой стране. Возмужавший, твердый, даже жесткий, сильный, красивый, целеустремленный. Я стояла в прихожей, смотрела на него и почему-то мысленного говорила отцу (его давно нет на свете): «Смотри, папа, у нас с тобой получилось. Он похож на тебя не только профилем и глазами, но и обилием таланта, может, большего таланта. Он так похож на тебя началом судьбы, но смотри, он справился. Он справился, мы справились, у него уже другой путь». Пишу эти слова и плачу.

Многое возможно.

Реку можно наполнять, только вытащив самые опасные валуны. На обвязывание камней тросами и вытягивание их на берег у меня ушли годы терапии. Регулярно подгоняла тяжелую технику в видепрофессионального обучения. (Не удивляйтесь теперь, что мои берега такие каменистые.) Наполняю реку водой десять лет через ежедневные занятия опен фокус.

Сын тоже проделал тонну внутренней работы.

И скажу я вам, что если мама решается на такой труд, если сын решается на такой труд, то потом… он сможет выбрать женщину веселую, нежную и умную, верную и терпеливую, способную любить.

Но что еще важнее – сможет выбрать творческую, наполненную жизнь.

 

Советую почитать:

Сразил ли ты своих циклопов

Живительная влага для творческого колодца

Отпуская детей в самостоятельную жизнь

Подписывайтесь на обновления блога и жмите «нравится» на ФБ