«Я тринадцать кустов помидоров уже посадила, выкосила две дорожки, грядки разработала, и это еще не все»
Подслушанный разговор

Я перестала «работать». Шла к этому осознанно девять лет. Когда смотрела 30-серийный фильм «Чингисхан», меня поразила одна сцена: после множества побед увитый славой Чингисхан раздает должности, владения и почести, и один из его сподвижников говорит, что ему ничего не надо. Он просит статус свободного человека. Ох, отозвалось!

Я задала себе вопрос: чем работа отличается от жизни? Ведь деятельность у меня есть, я занимаюсь ею с удовольствием и ритмично, да и денежки приходят. Почему моя деятельность никак ни разу не «работа»? И когда иной раз я замечаю, что вдруг начала «работать», то теперь возвращаюсь в полноту жизни быстро и четко.

Итак, чем отличаются между собой те, кто пока еще работают, и те, кто уже начал жить?

Радость

Люди отключают чувства и ощущения, чтобы выжить в мире двойных посланий. Практически все с детства немеют, замирают, ничего не чувствуют, становятся механистичными. Но у некоторых в жизни случаются поворотные события, регулярный опен фокус, ретриты или хорошая психотерапия, когда удается создать заново счастливое детство, и человек начинает чувствовать боль и радость. И – ого! – ты вдруг понимаешь, в чем твое призвание. Открытое дыхание, упругий интерес, радость подтверждают, что ты на правильном пути.

Радость — главный компас.

Если радости нет, это означает, что ты занимаешь не тем, к чему тебя предназначили небеса. Даже если ты занимаешься любимым делом, но без радости, значит, ты недостаточно избирателен, значит, тебя все еще гонит страх.

Найти свое призвание, это как найти любимого мужчину: даже мысль о сексе с другим вызывает отторжение.

Мы пришли в мир с конкретной личной судьбой. Уже с колыбели мы являемся теми, кто мы есть, и мы в этом остаемся. Наша задача в этой жизни не состоит в том, чтобы сформировать себя в соответствии с воображаемым идеалом. Наша задача – обнаружить, кто мы на самом деле, и дать этому воплотиться.

Боль

Второе отличие между теми, кто работает, и теми, кто живет, состоит в отношении к боли, в присутствии боли. Работоголик не может не работать. Если у работоголика отобрать работу, под ней пустота. А под пустотой – боль и страх, от которых он прячется за занятостью, драмой и адреналином. Быстрее, больше, быстрее, больше…

Боль для работающего непереносима.

Творческий человек боль проживает прямо.

Я училась не прятаться от боли, а идти смело в самое ее сердце, где живут главные сокровища. Творческие люди чаще всего глубокие и честные. Пример с них брать не хочется. Стивен Кинг не вытесняет свой бесконечный внутренний ужас, он выкладывает его на бумагу. Кто готов пойти по его стопам? Нет, мы скажем, что он делает это ради денег, обесценив его боль и его подвиг творчества.

Работоголик пытается заполнить жизнь работой, не отвлекаясь. У творческого человека работа наполнена жизнью, и он еще как отвлекается! Все его напитывает: прогулка в лесу, смех ребенка, встреча с друзьями, попойка, ссора, смерть. Все напитывает деятельность, потому что нет отрицания разных цветов бытия.

Когда поет Валерия, у меня ничего внутри не отзывается. Она отлично, профессионально работает. А когда поет Челентано, внутри тоже все поет, танцует. Он не работает, он живет. Челентано ест боль жизни каждый день, а тот, кто «работает», прячется за профессиональным фасадом.

Ритм

Любимым делом не занимаются с девяти до шести. Любимое дело пропитывает жизнь потоками цвета и света, силой. Ты просыпаешься с решениями, идеями и планами. Я, бывает, с утра начинаю мысленно беседовать с клиентами и постоянно обдумываю статьи и будущие книги. Новые решения, идеи, инсайты, внутренние споры, чувства бурлят, они волнами ведут весь день, то поднимаясь, то откатываясь назад, оставляя пространство для чувствования, в том числе для горевания и для радости, пространство для купания в море, прогулок, занятий любовью, ничегонеделания.

Время ничегонеделания совершенно важно, так как помогает проживать чудо жизни!

У того, кто живет деятельностью, а не работой, совсем другие ритмы, не недельные, не суточные, иные. Лес не терпит ровных газонов.

Мое утро обычно писательское и почтовое. Утром я не могу общаться. С клиентами встречаюсь попозже, когда открыта для контакта. Мой ритм идет изнутри. Я к нему отношусь уважительно. Внутренние циклы задаются гормональной системой, ведущей железой (щитовидной, надпочечниками, яичниками). Офисы и фабрики не вписываются в нашу внутреннюю экологию. Офисы и фабрики разрушают людей.

Я заметила, что в моем творческом колодце бывает и жесткое пересыхание, когда пытаюсь работать, когда теряется удовольствие. Как важно знать свои пределы, не брать лишнее! Не придумывать цели и ценности из головы, из страха! Лично для меня это означает быть маленьким человеком без статуса и регалий. Никого не спасать! Никакой миссии! Отпустить признание и авторитет. Мне трудно далось, честно признаюсь, принятие моих пределов, особенно трудно было отпустить статус руководителя и финансовую стабильность. Но иначе моя жизнь снова превратилась бы в работу и умирание заживо!

У другого свои отпускания, свои разрешения быть собой, свои пределы.

Настоящие цели и ценности идут из сердца, из живота, и сила воли становится совсем ненужной. Все получается само. «Настоящая дисциплина не может навязываться. Она рождается внутри тебя», говорит Далай Лама.

К работникам бережно никто не относится, они — расходный материал, что мне претило, когда я работала в офисе. А теперь да, отношусь к себе, к моему творческому колодцу, к моим ритмам, к моим любимым людям и соснам, к моим статьям и клиентским встречам, к моему проживанию чуда бытия, ко всему, что есть я и моя жизнь, с исключительной бережностью и благоговением.

Энергия

Не заставлять себя, а напитать ресурсами.

В свое время для меня это было революционное понятие.

Как напитывать? Регулируя уровень стресса, чтобы он не поглощал энергию. Отдохнуть, отказаться от поездки, отказаться от проекта, улизнуть из конфликта, не пойти в гости, а то уйдет много сил и их не хватит на что-то важное. Появляется мощная избирательность.

Люди думают, что фокус – это когда ты говоришь чему-то твердое «да». Но все совсем иначе. Фокус означает, что ты говоришь «нет» сотне других прекрасных идей, которые бродят вокруг. Выбирать нужно тщательно. Я одинаково горжусь как тем, что мы сделали, так и тем, от чего мы отказались. Стив Джобс

Напитанность, исключительная бережность к себе дают силы идти к результату, даже когда путь долгий. Ричард Аттенборо шел к съемкам фильма «Ганди» 20 лет! Почитайте биографию сэра Ричарда. Что ему помогает творить?

Источник творчества внутри нас. Важно слушать себя:

Творческая личность – лишь средство, не создатель. Она несет в себе то, что ждут небеса. Она выстраивает себя в соответствии с тайными силами, которые управляют Вселенной и которые ищут возможности – через эту творческую личность – принести в мир новую жизнь. Не надо спрашивать у небес, чего они от меня хотят. Нужно спросить, как спрашивает себя женщина, носящая ребенка: что я чувствую внутри, что растет во мне? Я дам этому родиться, если смогу, просто потому что это хочет родиться, а не потому что это мне что-то принесет или продвинет меня в обществе.

Чтобы услышать себя, замедляемся, отдыхаем достаточно, ощущаем, что дает радость, а что истощает.

Вот здесь основанная трудность и наступает: оберегание своей энергии, избирательность не означают, что ты закрываешься, как щитом, от каких-то дел, контактов, проектов, мечт. Щит отбирает силы у творчества. Ты не закрываешься, ты умираешь для этих дел, контактов, мечт и проектов. И они умирают для тебя. Насовсем. Есть ты и то, что внутри тебя. Здесь лежит источник творческой энергии.

Страшновато становится? Верните на место работу!

А еще – многие из нас не умеют беречь себя, заботиться о себе, потому что нас с детства жестоко учили жертвовать своими интересами (чтобы кто-то потом о тебе позаботился, хитрый такой контракт). Чтобы перестать работать и начать жить, нужно вырастать из культуры, выстраивать жизнь в соответствии с внутренним циклом. Стать эгоистом, не жертвовать собой, никого не спасать.

Уже много лет для меня лично компасом в уровне энергии служит удовольствие: как только появилось «надо», то полный стоп. Значит, пытаюсь кому-то угодить, понравиться, иду из страха. Ничего ценного не создается. Заработанные в этот момент деньги улетят в трубу, проверено. Тогда я останавливаюсь и жду драгоценное «хочу», даже если на это время еда моя состоит из риса и фасоли.

*************

Эта статья маленькая, но процесс для меня огромный, занявший много-много лет жизни. Выбираясь из традиций работниц-крестьянок, где количество кустов помидоров, грядок, закатанных банок и долларов на счету играют решающую роль, я искала примеры, смотрела на тех, кто осмеливался и осмеливается жить в своем ритме, делая то, что любит. Стив Джобс, Стивен Кинг, ясновидящая Пенни Пирс, писатели, художники, целители. Их много. Они находятся в разных слоях общества. Кто-то в творческой среде, кто-то в бизнесе. Но общее – полнота бытия и отсутствие механистичности.

Люди пытаются многое перевести на деньги, забывая о радости.

«Если он богат, то он не творит, он ради денег работает». Но деньги – маленькая часть процесса и зависят, скорее, от родительских стереотипов, усвоенных в детстве, от судьбы, от гороскопа в конце концов. Кто-то беден, как Ваг Гог, кто-то богат, как Стив Джобс. Оба жили для своих проектов. «Дайте выкрикнуть слова, что давно лежат в копилке…». И в итоге как много они оставили нам!

Не статус и не деньги задают выбор. Выбор задается отношением к смерти. Выбор задается отношением к жизни.

В словах «работа» и «рабство» корень совпадает. Я долго искала, куда он ведет. Какой самый-самый страх у каждого в глубине души? У каждого страх смерти имеет свое лицо. Не угодить маме. Умереть в одиночестве, без средств, без помощи. Умереть от голода. Чтобы его заглушить, люди готовы на все. Гоняться за целями и деньгами, поддерживать тонну истощающих контактов, бесконечно искать одобрения.

Вот где корень рабства!

В итоге остается одна свобода – работать. И одно утешение – потреблять.

И получается, что рабами нас делают не обстоятельства, а страх смерти, впитанный с молоком матери, поощряемый обществом. Нужно набраться смелости, чтобы по капле выдавливать из себя раба и начинать жить. Никто за нас это не сделает.

Советую почитать:

Запретное блаженство

И какой выхлоп со всей этой терапии? Что там. ближе к финалу?

Самая большая тайна успеха любого проекта

Благоговение перед чудом твоей жизни

**********

Две цитаты в статье из замечательной книги The War of Art, Stephen Pressfield

А вот женщина, которая не работает, которая живет на сцене, делает то, что любит. У меня от этой песни всегда мурашки по коже идут, и я частенько плачу.