Предки наши порой были не очень умны, потому и оставили нам все это месиво.

Мартин: Перед тем, как коснуться темы призраков, нужно поговорить о предках, так как они связаны между собой.

Кругом говорят про почитание предков, но я думаю, что здесь все гораздо сложнее. Предки наши порой были не очень умны, потому и оставили нам все это месиво. Некоторые из них были достойными людьми, другие же были переполнены предубеждениями. Если отдать им должное, тебе не надо продолжать нести их предубеждения в своей жизни. Но если ты просто говоришь: «Я – потомок этих людей, но они на меня никак не влияют. Я – отдельная, самостоятельная, уникальная личность», тогда тебе предстоит либо всю жизнь с ними сражаться, либо страдать точно также, как страдали они. Необходимо отдать предкам должное. Тогда появляется шанс стать собой и жить свою жизнь так, как считаешь нужным.

У майя принято строить дом для предков. Такой дом называют «дом для сна». Человек строит дом и помещает туда предков. Дом этот маленький, предки места не занимают, но у них – как у всего – должно быть выделенное для них пространство. Затем ты питаешь предков красивой речью, пением. У нас у всех есть старые, часто забытые языки, от которых произошли языки современные. Старые языки бывают более красочными и богатыми. Но даже на современных языках мы можем создавать магические, поэтические подношения предкам, и тогда их призраки не будут пожирать наши жизни.

Если получится преодолеть предубеждения, бытовавшие среди наших предков в последние десять тысяч лет, то мы сможем вернуться к своей исконной душе, коренной культуре. Вернуться в такое пространство, где нам рады, где находится наш настоящий дом. 

Деррик: Мои корни идут в Данию, Францию, Шотландию, а живу я в северной части Калифорнии. Как мне найти путь обратно?

Мартин: Проблема не в том, что твои предки перебрались в Северную Америку, а в том, что когда они умерли, их долги не были выплачены надлежащим образом через создание красоты, горевание, поэзию и песни. Когда кто-то умирает, дух этого человека должен перейти в следующий мир. Если человек не прошел в свое время инициацию (обычно в период взросления) и не вспомнил, откуда он или она пришли сюда, и что нужно, чтобы двигаться дальше, то происходит застревание. Также после смерти дух человека должен вернуть в тонкий мир то, что было взято для земного существования. Все прежние похоронные ритуалы связаны с возвратом долга другому миру и помощью духу умершего в дальнейшем движении.

Один из способов, как можно вернуть духовный долг, – скучать по умершему. Скажем, умерла любимая бабушка. Кто-то скажет, что плакать не надо, так как она перешла в «лучший мир». Но привязанность людей друг к другу, тоска друг по другу и родной земле настолько велики, что если их не выплакать, то будущее будет отравлено насилием. Если эта тоска не выражена громким прекрасным рыданием или же песней, или предметом искусства, который отдают в дар духам, то тоска в итоге развернется в насилие по отношению к другим живым существам. А также, что важнее, в насилие против Земли. Потому что у таких людей нет понимания дома. Но если ты способен питать другой мир своим гореванинм, тогда у тебя есть право жить там, где похоронены твои мертвые. Они становятся частью земли.

Во многих старых культурах было принято ежегодно поминать мертвых в течение пятидесяти лет после смерти. Живые выплачивали как тонкому миру, так и земле, ритуальный долг за умершего. Если такого горевания не происходит, тогда призраки предков начинают гоняться за живыми. 

Достаточно сложно горевать, когда у тебя несколько умерших, а что происходит, когда их много, слишком много, и нет времени на отгоревывание? Тогда ты получаешь не одного-двух неупокоенных призраков (здесь шаман может легко помочь), а получаешь сотни, тысячи и даже миллионы призраков. Среди них не только твои предки, но и изнасилованные и убитые женщины, животные, которых зарезали просто так, земля, которую изодрали в клочья, – они все становятся голодными призраками.

Деррик: Ты имеешь ввиду метафорически?

Мартин: Буквально. Призраки всегда будут гнаться за тобой, и гнать они будут тебя в сторону заходящего солнца. Поэтому все большие миграции за последние несколько тысяч лет были в сторону запада: люди бегут от призраков. Останавливаются в каком-то месте, пытаются его обжить, но призраки всегда догоняют и создают большие войны, боль, проблемы, которыми питаются орды голодных призраков. Люди продолжают двигаться дальше, и нигде не находят настоящий дом. Сейчас у нас вся культура про то, что нужно либо быстро бежать, либо человека пожирают призраки. 

Деррик: И что с этим делать?

Мартин: Наша планета не безразмерная, и поэтому убежать не получится. Люди пытаются спрятаться от призраков: лекарства, чтобы не чувствовать и не горевать, крепости, чтобы держать призраков на расстоянии. Но это все не работает.

В деревне, если семью одолевает призрак (например, в семье сильный алкоголизм – прим. мое), шаман ловит призрака, делит его на составляющие части, и отправляет обратно на другую сторону, часть за частью. Затем шаман и семья создают алгоритм восстановления здоровой связи с тонким миром. Теперь семья будет постоянно придерживаться этого алгоритма. Аналогично тому, как поддерживать телесное здоровье.

Я не знаю, как западная культура справится с такой задачей. Как культура, которая считает землю мертвой, умудрится выплатить свой долг? Как им убежать от такой толпы призраков? После всего совершенного, смогут ли они вообще найти свой дом?

Чтобы быть где-либо дома, хорошо жить, нужно понимать место, где живёшь. Оглядеться внимательно. Во-вторых, нужно знать свою историю. И нужно кормить призраков предков, чтобы они не пожирали ни нас, ни наших близких. И также пора начинать горевать. Горевать не означает сидеть и плакать целыми днями. Нужно использовать дары, с которыми ты пришел с другой стороны, для создания красоты. Горе, которое не было выражено, прожито таким способом, становится токсичными отходами, как в теле человека, так и в теле культуры в целом. (Можно, конечно, все засунуть в контейнеры и отправить куда-нибудь, как они отправляют радиоактивные отходы в Нью-Мехико).

Непрожитое горе должно быть прожито, метаболизировано. Необходимо чувствовать горе, как на уровне отдельных людей, так и на уровне культуры. Горе – это фантастически целительное лекарство. И также давать духовные дары земле, где мы живём. И тогда она может позволить нашим внукам спокойно жить на ней. 

Деррик: Какая существует связь между гореванием и чувством принадлежности к определенному месту?

Мартин: В деревне в Гватемале, где я долго жил, ты не принадлежишь этому месту до тех пор, пока не умрет кто-то из твоего близкого круга, и пока живые не оплачут эту смерть. Пока несколько поколений не уйдут в землю, и пока душа твоя не напитается от этой земли, ты в деревне все ещё турист, посетитель.

Когда я жил в Сантьяго Атитлан, от тифа умер один из моих сыновей, совсем маленьким. Потеряв ребенка, каким-то странным образом я стал истинным жителем этой земли, она меня приняла. Не так, что я стал собственником земли, а скорее, почетным арендатором. Я выплатил плату через горевание, которое проживалось через сильные ритуалы. Мой ребенок слился с землёй, и после этого моя привязанность к скалам, деревьям, воздуху в этом месте стала более осязаемой, чем прежде. И поскольку у других жителей деревни привязанность к этим же скалам, деревьям, воздуху была на таком же уровне, мы стали по сути родственниками.

Ты сейчас скажешь, что все твои предки родом из Дании, Франции, Шотландии, были похоронены в Северной Америке. И почему же тогда земля в Северной Америке не принимает тебя? Почему нет связи со скалами, деревьями, воздухом?

Потому что твои умершие предшественники большей частью стали призраками, не прошли инициацию, не стали истинными предками, так как их долги все еще не выплачены через создание красоты и горевание. Как только они становятся истинными предками, ты соединяешься с местом и помогаешь этому месту жить. В этот момент становится ясно, что тостеры, машины, компьютеры и прочее не особо тебе нужны. В принципе, всего нужно меньше. И ты, наконец, начинаешь хорошо жить.

Чтобы добраться до этой стадии, нужно воспитывать свою речь, чтобы говорить красиво. Нужно учиться горевать и учиться жертвовать. Когда я говорю «жертвовать», я не имею ввиду благотворительность. Хотя это тоже может быть частью жертвования. Я говорю о том, чтобы давать не столько людям, сколько другим существам и сущностям.

Деррик: Ты говоришь, что нам предстоит иметь дело с призраками умерших, и после того, как мы выплатили их долги…

Мартин: Мы можем перейти к поддержанию здоровых отношений с тонким миром, что гораздо важнее, чем стадия активного лечения этих отношений. Технологическая культура ориентирована на быстрые решения. Залечить, исправить, заменить на новое, получить свое любой ценой. Что противоположно умению ухаживать, поддерживать в хорошем, здоровом состоянии. Но когда усилия идут на поддержание в хорошем состоянии, то любые возникающие проблемы решаются намного легче.

Современная культура также делает акцент на личной свободе. Но личная свобода приносит радость, только когда есть старейшины в твоём племени, которые ждут тебя с распростёртыми руками, которые смеются вместе с тобой. Старейшины, способные сострадать. Знающие сложность невидимой части мира. Такие старейшины могут подхватить, заземлить и защитить человека от него же самого.

Если современный мир хочет перейти в стадию равновесия, в умение ухаживать, то необходимо менять парадигму. Должна появиться новая культура, где в центре мироздания находится не человек со своими изобретениями, и не Бог. Что должно находиться в центре мироздания? Пустое место, где Бог и люди могут вместе петь и плакать.

Деррик: Как традиции майя сумели выжить в неустанном нашествии испанских миссионеров?

Мартин: Испанцы появились в нашей деревне в 1524 году, но они не могли никого заставить ходить в их церкви. Поэтому они разрушили наш древний храм, и из этих камней на этом же месте построили свою церковь. (Так они поступали повсеместно.) Но народ тзутуджил сообразительный. Они смотрели, как каменные плиты их древнего храма идут на строительство нового здания, и запоминали, где какая находится. Странная квадратная европейская церковь была для них только новой формой их храма. (Когда я учился быть шаманом, я должен был запомнить расположение всех этих чертовых плит, потому что каждая из них была священной. Это как быть новичком-таксистом в Лондоне.)

Католические священники ушли из деревни в 1600-х годах из-за землетрясений и холеры. Когда они вернулись пятьдесят лет спустя, они обнаружили большое отверстие в центре храма. «Что это?», недоумевали они.

К тому времени индейцы знали, что священники разрушают все, что связано с религией майя. Поэтому они сказали: “Когда мы изображаем распятие Христа, в это отверстие мы ставим крест.”

По правде, это пустое пространство не должно заполняться ничем. Оно ведёт к другому пустому пространству. Тому, которое было в первоначальном храме. А то пустое пространство соединяется со всеми слоями сущего.

Четыре с половиной сотни лет индейцы сохраняют свою традицию целой, живой. Европейцы не могут ее ни понять, ни догадаться. Если испанцы спрашивали: «Где ваш Бог?”, индейцы просто показывали на это отверстие. Но позже пришли американские священники. Их не обмануть. Они сказали: «Это – язычество.” И залили цементом пустое место в стене.

Я как раз был там, когда это произошло в 1976 году. Моему возмущению не было предела. Я пошел в совет деревни и страшно ругался по этому поводу. Старейшины спокойно курили сигары и соглашались, что да, американцы поступили ужасно. Где-то через час, когда я выдохся, они стали говорить о чем-то, что к храму никак не относилось. Я спросил: «А что, всем наплевать?”

“Ты правильно все говоришь», ответили они. «И нам не наплевать. Но эти христиане – они идиоты, если думают, что можно уничтожить связь между этим миром и другим миром с помощью куска цемента. Это также смешно, как и твоя злость на них. Но если тебя это так волнует, то вот зубило, лопата – убери цемент».

Так несколько мужчин постарше вместе со мной восстановили отверстие. Затем католики снова его заделали. Мы снова его открыли. Так пять раз. Потом кто-то в итоге сделал каменную заглушку. Католики могли притворяться, что отверстия нет, а мы могли ее вынимать каждый раз, когда нам было нужно.

Это показывает, как сейчас устроена духовная жизнь в этой стране (Мартин говорит про Америку). Отверстие, пустое пространство, которое нужно кормить, находится на своем месте. Но оно закрыто духовной амнезией. Мы пытаемся заполнить это прекрасное священное отверстие между двумя мирами наркотиками, телевизором, картофельными чипсами, чем угодно. Но его заполнить невозможно. Оно должно оставаться пустым.

Деррик: Почему это отверстие является священным?

Мартин: Маяйанцы понимают, что мир появился не из рук Создателя, а вырос из этого пустого пространства. Мир стал деревом, и плодами этого дерева является природное разнообразие. Людей на этом дереве не было. Но все, что было на дереве, постепенно пришло в человека. Семена тыквы, амёбы, еноты – все.

Когда дерево выросло и принесло плоды, эти плоды были звуком. Падая на землю, плоды прорастали и превращались в разные формы жизни. Затем дерево состарилось и умерло, став плодородной землёй, состоящей из древних звуков. Звуки эти помогают жизни продолжаться и цвести по сей день. Все, что мы чувствуем, все, чего мы касаемся, все, что мы кушаем, является проявлением того изначального разнообразия. Значит, дерево по сути не умерло, а распалось на части, и постоянно пытается собраться в целое. Вспомнить себя, можно сказать.

Каждый год в моей деревне, пока она была невредимой, молодые мужчины и женщины проходили инициацию во взрослую жизнь. Они проходили через отверстие между мирами в другой мир, чтобы вернуть к жизни Изначальное Дерево. Они собирали семена своего драгоценного пения и слез, и направляли их в отверстие, где в прежние времена росло Изначальное Дерево. Дерево вырастало снова. Но дальше в течение года деревня поглощала разнообразие жизни, приносимое Деревом. И поэтому нужно было, чтобы на следующий год другие молодые люди в процессе инициации собирали в целое, выпели Изначальное Дерево к жизни. Эти молодые люди знали, как пройти в глубину пустого пространства, в отверстие между мирами, и как восстановить Дерево.  Потому что они были обучены красноречию, пению, гореванию, и тому, как сражаться со смертью вместо того, чтобы убивать других.

Читать дальше: 

Спасти исконную душу (III)