Ах, как хочется легкой и приятной жизни! Для этого мы то пытаемся построить окружающих, чтобы кругом были ровненькие, понятные газоны, то попадаем в другую опасную ловушку, пытаясь пройтись газонокосилкой по себе.
Один из примеров: «эта ситуация послана вам неслучайно и она будет появляться в вашей жизни до тех пор, пока…»? Словно существует кто-то, занимающийся микроменеджментом нашей жизни.
Ух… ситуации, посланные, чтобы мы себя улучшали, чтобы трудности к нам не притягивались. Эта теория настолько всепроникающая, что я удивляюсь, как вообще сумела из нее выкарабкаться.
Почему от нее отказалась?
Потому что я смотрю по сторонам и вижу, чувствую ток Жизни совсем иначе. Рассыпавшиеся по земле изобильные ядра абрикосов готовы найти место и прорасти, изобильное семя мужчины готово найти место и прорасти. Одни попадут на плодородную почву, другие — в каменистую. Жизнь бурно творит себя через нас и не взирает на наши личности. А люди, наивные детишки, думают, что мир создан для них. Жизнь творит с запасом, зная, что прорастут далеко не все семена, что потом выживут далеко не все проростки.
Она заинтересована в своем продолжении и развитии. Никто никому ничего не посылает. Ни людей, ни испытания. Просто мы спотыкаемся там, где не умеем ходить.
Жизнь творит себя, разрушая неработающее через смерть, болезни, трудности, злость. Жизнь творит себя, созидая новое и крепкое через радость, секс, неугомонность. В мире бактерий, растений, животных, людей. Легкость и приятность на этой планете в базовую комплектацию не входят. Жизнь движется вперед, она нуждается в хорошем строительном материале.
А как же мы? Ну а как же мы? А нам достались отличные ресурсы — острая внимательность, включенность, интуиция и не только. Однако их необходимо дополнительно развивать, чтобы научиться ходить.
На эту тему у меня есть любимая притча из любимой книги «Дзен и искусство стрельбы из лука»:
«Однажды к японскому мастеру боя на мечах пришел ученик. Мастер к тому времени отошел от дел и жил в хижине в горах. Он согласился обучать юношу и сказал, что тот должен помогать по дому. Собирать и колоть дрова для очага, носить воду из ручья, бегущего неподалеку, варить рис, подметать полы, смотреть за садом и за домом.
Юноша все исправно делал, но вот занятий на мечах у них ни разу не было. Шло время, ученик все больше расстраивался. Ведь он поступил не в услужение к этому пожилому господину, ведь он пришел учиться борьбе на мечах! Поэтому он подошел к учителю и попросил начать обучение. Учитель согласился.
И что случилось потом? Ученик забыл о безопасности. Начнет рано утром готовить рис, а мастер появится, словно из воздуха, и стукнет сзади палкой. Юноша подметает полы, а мастер опять, откуда ни возьмись, подкрадется и ткнет палкой. Ученик потерял покой. Ему пришлось все время быть начеку, все время ждать нападения. Прошло несколько лет, пока он научился предчувствовать любой удар и уворачиваться. Однако мастер все еще не был доволен.
Как-то учитель готовил овощи на открытом огне. Юноша обрадовался неожиданной возможности: взяв незаметно большую палку, он опустил ее на голову учителя, который, склонившись над котелком, спокойно помешивал еду. Однако палка наткнулась на мгновенно подставленную крышку.
Это открыло ученику глаза на секрет мастерства, который до тех пор от него ускользал. И впервые он всем сердцем оценил непередаваемую доброту учителя по отношению к нему».
*********
Тоненькая книжечка «Дзен и искусство стрельбы из лука» появилась в 1953 году. С тех пор она постоянно переиздается и переводится на разные языки. В русском издании мою любимую притчу перевести забыли. Восполняю пробел.
В заголовке стоят слова замечательной женщины Линн Маргулис, гениального микробиолога и эколога, которая посвятила много лет изучению законов, по которым развивается Жизнь. И она пришла к выводу, что Жизнь – жесткая сука. И я с Линн согласна. Жесткая и прекрасная.
Картинка с сайта fortbets.com.
Современный мир для меня — мир, где есть сельское хозяйство, то есть. последние 7-10 тысяч лет.
Советую почитать:
Жертва в малом, жертва в большом
Как я не смогла справиться сама
Три сестры — как работать со злостью, агрессией и ненавистью
Ох., все понимаю, но все же не хочу себе такого учителя. У юноши явно было велико желание научиться). Чтобы терпеть такое ради искусства фектования.
Итана, спасибо, что подсказали — я исправлю.
Это не просто фехтование, это бой на мечах. В то время уметь биться на мечах было равно сохранению жизни. Поэтому я была бы благодарна мастеру безмерно ))) И пошла бы учиться. Жить хочется )))
Очень смысловая статья, размышлять хочется. Только утеряла я связующую нить между текстом и притчей. Галина, пожалуйста, поясните, если не сложно, какой ответ по теме присутствует в притче?
Алайя, статья про отказ от иллюзии, что кто-то когда-то может и готов спасать. Полная ответственность за себя.
Мастер был добр в том числе и тем, что не убил ученика за нападение и не напал в ответ. Просто отразил удар.
Галина, спасибо за ответ!Теперь понимаю, почему не увидела сути притчи.Мне нравится спасать и быть спасенной))!
В большом смысле каждый, конечно, отвечает за себя. Но мне спасали физическую жизнь 3 раза. И про сознание можно так сказать. По моему мнению — врачи, МЧС могут и готовы спасти жизни. Как и духовные тренеры, учителя, целители могут и готовы спасти душу. Да, могут не сделать этого и даже навредить.
Мне больше подходит такое направление движения по жизни. Несомненно, кого-то можно учить, только избивая его и заставляя работать на себя. Есть такие люди, для кого это единственный путь изменения сознания.
Мне самой это совсем не близко. Не хочу так учить и чтобы меня так учили. Не мое. Для меня духовный мастер, учитель — все-таки спаситель). Если это не так, то он мошенник))! Обманывает свою паству, вымогая себе блага.
Алайя, в этой притче есть отражение детско-родительских отношений: сначала мастер поставил ученика, как ребенка — он сколько-то помогает по дому, мастер защищает, обеспечивает крышей над головой и питанием, и ничего особо не требует. А потом, когда ученик стал готов к испытаниям (аналогия подросткового возраста приблизительно), мастер начал его учить так, как учит жизнь. Но при этом отвечая за безопасность ученика. Тычки палкой не наносят никаких повреждений. Разве что неприятны. Мастер тренировал его внимание, его включенность в жизнь. Чтобы он всегда был в контакте с реальностью, окружением, собой, своей интуицией. Не давая ученику улетать мыслями и чувствами, не давая выключаться. Это — гарантия самосохранения.
То есть, мастер учил его реальной зрелости, реальной взрослой жизни. Выходу из детско-родительских отношений, где родитель спасает и защищает ребенка по зову сердца и требованию природы.
А моя собственная мысль в этой статье была в том, что если человечество — ученик, то жизнь тычет его палкой, но спасающего мастера при этом нет, это наша иллюзия. И ученик это понял, за что и был благодарен мастеру. Я так понимаю.
вынянчить внутреннего ребенка, чтобы не надо было спасать, чтобы принять жизнь, как она есть — это долго, больно и трудно, и поэтому полностью понимаю вашу позицию и согласна с ней…
Интересная теория, Галина.
Только не очень понятно, как соотносится мысль поста с притчей.
«Легкость и приятность на этой планете в базовую комплектацию не входят. Как и мастер, терпеливо согласившийся учить нас жить.»
Про легкость и приятность согласен. Не было их, нет, не будет и быть не может. Но в притче мастер вроде бы терпеливо учит?
Виктор, спасибо за интерес к теме )
Я понимаю, что написала не очень понятно ))) но пусть так будет.
Они связаны между собой так: ученик пришел к мастеру, просил, у них договоренность, и мастер в таких ситуациях отвечает за безопасность ученика. И тренирует ученика, чтобы его органы чувств, его вменяемость, включенность в жизнь, внутренний покой при любых ударах всегда были на высоте. Ведь мастер сам, отразив удар, спокойно продолжил варить овощи, не впадая в истерику по поводу того. что ученик его «предал». Это и есть одна из граней мастерства — ни от кого ничего не требовать. Ожидать, что любой может поступить, как угодно.
Люди, когда воображают, что есть некий мастер, посылающий им «уроки», играют с огнем. Ведь договоренности нет. Жизнь рассчитывает, что часть выпадет из процесса, поэтому она рождает все с избытком. Фантазии про посланные уроки и фантазии, что мы можем, управляя своим состоянием, управлять жизнью вокруг, — они опасны. Игры с огнем, за которые люди расплачиваются. Жизнь неизбежно тычет палкой и этот процесс идет на выживание. Кто этого не понимает, жестко страдает. Я так вижу связь между двумя половинками моего поста.
Но притчи.. они особенные, многослойные. Эта притча до меня доходила годами ))) и я уверена, что еще не все смыслы из нее поняла. К ним возвращаешься, видишь все новые грани. Поэтому то, что я сейчас написала, — лишь одна из граней этой притчи.
Интересно…
Но ведь какое-то время (скорее всего, это длилось достаточно долго) учитель совсем не учил ученика, а просто заставил его выполнять работу по дому. Я так понимаю, что он испытывал его терпение и смирение. Эти два качества, надо полагать, и в обыденной жизни весьма нужны, а воину на мечах — и подавно.
Учитель приводил в порядок душу ученика. Будет она в порядке — можно учиться и физическим приемам. Если бы ученик начал бы сразу «качать права» — учеба прервалась бы, не начавшись. Но я не понял, в чем была «непередаваемая доброта» учителя по отношению к ученику.
Виктор, я думаю, что да, терпение, смирение. Но еще — и силу желания ученика. Потому что обучение очень трудное. Зачем мастеру браться, если ученик сойдет с дистанции на половине пути?
Мастер, как я понимаю, тем и отличается, что уважает свои силы и свое искусство. Когда ученик сумел впервые выстрелить из лука правильно, мастер встал на колени. Не перед учеником, а перед той силой, которая выстрелила через ученика. При таком трепетном отношении не всякого будешь учить 🙂
Я долго размышляла, в чем доброта мастера, несколько лет :))
Я очень рекомендую прочесть эту книгу. Она чудесная.
Ой, я тоже давно поняла, что буйство жизни невозможно подчинить каким-то законам — люди есть люди и каждый идет своей дорогой, что уж говорить про животный мир. Все наши попытки обуздать природу бьют по нам же… Поэтому когда все наперекосяк, стараюсь расслабиться и пережить. Хотя и периодические истерики от неуправляемости ситуацией случаются — уж очень иногда даже жутко от скоростей этой жизни.
Елена, здесь возврат к природе помогает. Для меня это не только поездки за город и отказ участвовать в обычной (корпоративной) структуре жизни, но и природа, принятая внутрь в виде трав. А также медитация в системе опен фокус очень поддерживает )))
Когда убрала образ Мастера в виде личности, квантовый скачок мысли Галины приобрел очертания :). Мастер-жизнь. Тоже удивляюсь, как она еще не прихлопнула меня за ошибки и неловкие движения. Но глядя порой в ее глаза, вижу скорее не терпеливость, а разумность, в которой совсем другие меры справедливости, добра и зла, хорошего и плохого, чем у людей. И больше всего мне интересно понимать ее..
О, Лариса, горячо! Другие меры добра и зла, разумность, не терпеливость. Мне тоже больше всего интересно понимать ее законы. Тем более, что если не понимать, то больно, елки-палки )))
Я согласна с Володей Баскаковым — на какой-то период мы сделали свой мир безопасным. Асфальт и города, антибиотики и шунтирование сердца. Подумали, что переиграли ее законы, можем расслабиться, погрузиться в сон на ходу, интернет и работу, конфликты с детьми и партнерами, покупки и маленькие бытовые заботы. Мы начинаем варить рис, а Жизнь тычет палкой. Жизнь требует полной включенности органов чувств, как у эвелов, о которых сейчас слушаю твой роскошный «Хохот шамана». Жизнь, обеспечив нас ресурсами, играет на выбывание, и этого никак не изменить.
Еще хочется добавить то, о чем не говорила ни в притче, ни в своем предисловии к ней: мы обеспечили такую безопасность за счет отрыва от природы, от Жизни, за счет уничтожения. Нам страшно, и мы мгновенно и бездумно убиваем. Скажем, пестициды за последние два-три года уничтожили огромные популяции пчел — экологи сходят с ума, в Европе часть пестицидов запретили. Пчел, опыляющих треть нашей еды. За последние два года появился штамм золотистого стафиллококка, устойчивый ко всем антибиотикам. Для меня это тычки палкой. Люди, очнитесь…
И либо мы включимся, либо Жизнь нас сметет. И на личном плане, и общечеловеческом. Жизнь — и добрый мастер, и жесткая сука.
Я, наконец, поняла, почему мою статью никто не принимает — все привыкли к идее спасения, что спасение есть всегда, что есть кто-то, кто присматривает за нами, и проглотить то, что я предложила, не получается. Лариса, я не совсем согласна с твоим пониманием: есть ученик и есть Жизнь. А мастер — не жизнь, а временная защищающая и обучающая прослойка между Жизнью (жесткой сукой) и учеником.
Галина, Вашу статью принимают, сильное обсуждение. Сложно принять идею жесткой отдельности и ненужности себя Жизни. Где надо ежесекундно выживать в ожидании удара. Да и в православной стране идея спасения очень сильна.
Алайя, я очень благодарна вам, Ларисе, Виктору и Итане за участие в этой статье. Она — квинтэссенция моего опыта, стала любимой. И в ней такие слои смыслов, которые вы через вопросы и комментарии помогаете раскрыть. Так они бы оставались непроявленными. Спасибо вам всем огромное!
Я не согласна с нежеланностью — чувствую себя желанной для мира. Для тюленей и оленей, для бактерий и растений, для людей и для духовных сил. Жизнь продолжает себя через любовь и помощь друг другу. Пчелы весной через любовь опылили абрикос возле моего дома, давший столько плодов. Мужское семя через любовь находит матку, которая служит временным домом для продолжающегося процесса жизни. Через любовь мы помогаем друг другу, создаем скорые и МЧС. Именно поэтому вы, Алайя, спасаете, именно поэтому я веду терапию.
Но ошибка возникает тогда, когда мы остаемся эгоцентричными детьми. Когда ребенок трех лет думает, что мир существует для него, что мама и папа для него — это нормальная, здоровая фаза развития. Но если так думает человек тридцати лет… то он столкнется с огромным объемом очень болезненного «предательства» со стороны близких или общества. То есть с реальностью, что мир существует для себя, а он лишь частичка в этом процессе. И человечество в целом только-только начинает перерастать свой эгоцентризм, зацикленность на себе. А так оно, как ребенок, думает, что все для него, забывая, что мы — лишь часть процесса жизни.
И Жизнь дает нам столько ресурсов, столько возможностей для выживания и процветания! Только нужно быть включенным, быть в контакте с органами чувств (смотреть и видеть, слушать и слышать), в контакте с чувствами и интуицией, которые показывают хорошие, безопасные пути, и с миром вокруг. И помнить, что мир существует для себя.
Это словно клетка печени думает, что мир существует для нее. Да, я буду спасать мои клетки печени, буду пить расторопшу и корень одуванчика. Потому что печень — часть меня, целостного процесса жизни. Но их никто не наказывает алкоголем за то, что они плохо себя ведут (алкоголь в больших количествах их маринует, убивает, жуть), никто не спасает, только потому что они такие прекрасные и мир полон любви. Я хочу жить и помогаю печени, чтобы она делала свою работу, физическую и духовную (очищение от токсинов любого рода). Печень может думать, что это она притягивает или не притягивает различные ситуации.
Нет отделенности. Этому мастер и учил — можно забыться, подметая пол, подумать, что ты отдельный, но ты — часть мира, не забывай. Но и нет спасения. Этому мастер и учил — уворачивайся от ударов, предчувствуй их, отвечай за себя.
Тема «болезненного “предательства”» очень актуальна для меня. Но только, когда нарушается договоренность. Я вложилась, а партнер попользовался и свалил, не выполнив свою часть обязательств. Не вижу в этом своего эгоцентризма, но воспринимаю крайне болезненно такие ситуации((!
Заинтересовал Ваш комментарий о религии. Как же внутреннее трезвление в старчестве согласуется с идеей Спасителя? Который жертвует своей жизнью за всех. Казалось бы и шевелиться тогда не надо религиозным людям, ведь спасут тебя и так). Не задумывалась раньше об этом.
Итана, для болезненного предательства в договоренностях есть достаточно простое решение: три плана. Я ему обучала сначала себя, а потом и моего сына. Первый план на тот случай, если человек выполнит договоренность. Второй план действий на тот случай, если человек передумает или не сможет. Третий план действий — если что-то пойдет вообще иначе. Жизнь ведь предсказуема лишь частично.
Это освобождает ресурсы. Люди имеют право передумать, изменить решение, попользоваться и сбежать. Это нормально. Они такие, своеобразные ))) И у нас есть интуиция, чутье, чтобы понять, где стоит доверять, а где нет.
Мастер в притче, например, всегда был включен в реальность. На уровне автоматических реакций. Он не сказал себе — это мой ученик, я вкладывался в него годами. Он мне по гроб жизни обязан, с ним могу отключить внимание, он не предаст. Нет, мастер был готов к любому исходу событий )))
По старцам могут ответить только старцы, я совсем здесь ничего не знаю.
Алайя, видите, сколько всего возникает в ответ на ваш комментарий )))
Хотя я не хочу религию обсуждать на сайте (и вообще не хочу обсуждать ее), но не могу не сказать: в православии, мистическом, монашеском, не бытовом, обрядовом, есть практика внутренней трезвости. Чем-то схожа, так как требует не погружаться в забытье, анестезии разного рода (называются «прелесть» на православном языке), а быть включенным в жизнь.
Про эгоцентризм, ребенка в 30 лет и «предательства» — поняла и согласна.
Статья удивительна и вызвала во мне много вопросов. Всегда больше привлекает непознанное и касающееся основ мировоззрения. Особенно то, что по какой-то причине не воспринимаешь).
Один вопрос еще решусь задать. Галина, а как Вы относитесь к идее КАРМЫ? Этот вопрос у меня возник в связи с мыслью о равнозначном рассыпании семян Жизнью. То есть, на любого человека может упасть любая ситуация вне зависимости от его индивидуальности и духовности?
Алайя, мы с вами обе читали «Автобиографию Йога», книгу, выносящую мозг. И понятно, что про карму лучше спрашивать у них, у просветленных, чем у пылинки мироздания, затерявшейся на просторах Центральной Азии. И пытающейся найти свои смыслы в этом мироздании. Я чувствительная, чувствую то, что не видно глазом, и бесконечно уважительно отношусь к духовной жизни. И к тем, кто знает про карму.
Так люблю нашу планету. Смотрю, как она, нарядная, мудрая и живая, с океанами и лесами, кружится в черном бархате космоса в галактике Млечный путь… ох… аж сердце тает от восторга… И, мне, пылинке, понятно, что я являюсь малой и временной частью этого процесса. Составляющей, инструментом. Но не целью и не центром.
Карма… абрикосовое дерево этим летом меня учило жить. У нас они зацветают раньше всех, даже когда зелени ни на одном дереве нет, только на сирени огромные почки набухают. Сначала оно цвело, его нежный аромат растекался среди пятиэтажек в городе, рассказывая всем о весне. Потом щедро и честно делилось плодами — берите, кушайте, раскидывайте ядра по земле. Правда, в городе абрикосы никто не собирал и они, рассыпавшись, лежали на асфальте. Потом дворник их выметал. Я смотрела на дерево и думала — вот она, Жизнь. Куда упадет семя? Одно — в каменистую почву, как некоторые дети рождаются у жестоких, холодных, злых родителей. Другое — в плодородную. А большинство просто будут превращены природой в компост.
И в каждом ядрышке есть сила жизни (в том числе индивидуальность и духовность), сила прорасти в нужных условиях.
Я, пожалуй, в этот момент совсем излечилась и от детерминированности, и от идеи спасения. Абрикосовые уроки )))
Я — за случайное рассеивание семян.
Читая статью впервые, поняла тебя. Просто сейчас тоже не близок такой способ обучения. Вообще парадигма Жизнь-Мастер-Ученик. С некоторых пор единственный мастер, которому доверяю, — сама жизнь. Без посредников. Так у меня сложилось.
Книги близки — часто узнаю в них кусочки своего опыта, могу отложить их в сторону, подумать, понять сама. С текстами и практиками дзен, особенно китайской ветки чань (она чуть помягче), знакома. И хотя стиль обучения мастеров этих традиций мне не близок, это не значит, что он неправильный. Всему место есть на Земле.
В дзен есть хороший афоризм: «Смотреть на Луну, а не на указующий на нее палец». Вот и смотрю, Галина. На Луну)
Так я об этом статью и написала — что нет мастеров. Мы так хотим, чтобы кто-то присматривал, ищем эти силы вовне. Высшие или учителей, или правительство, или еще чего-то. Мастер — большая удача. Если читать «Дзен и искусство стрельбы из лука», мастер — не тот, кто таковым себя провозглашает (это про местечковых гуру). А тот, кто в темноте стреляет точно в цель, второй стрелой попадая в хвост первой. Ученик на пути к мастерству целится в себя. От Эго ничего не остается.
Эта книга (80 страниц) невероятной глубины. Возможно, я ошиблась, что представила не переведенную притчу из нее в оболочке из своих мыслей. Не вижу ничего странного в этих методах обучения. Мастер не бил ученика. Видимо, переводчик испугался и не перевел притчу.
У меня с годами главным мастером стала моя интуиция, мое чутье и мои внутренние суждения. Жизнь мне их дала, как ресурс. Большой-большой задачей было научиться этим пользоваться, полностью доверять. Об этом уже писала.
И тут опять вспоминается стихотворение про «бедное определение, к которому когда прикасаешься пальцем, появляется ямка, странный запах»..)
Как верно, Галина! Мастер, это тот, кто попадает в цель. А не тот, кто пиарит себя бесконечными обещаниями.
Как чудесно Вы воспринимаете нашу планету и абрикосовое дерево.. Даже картинки перед глазами всплывают.
“Дзен и искусство стрельбы из лука” посмотрела в интернете. Впечатлило про мыслящий тростник). Думаю, найду у нас в книжных магазинах.
Как бы еще суметь воспринять парадоксальное образное мышление Востока)).
Многие на все свои неудачи говорят: «А меня ведь предупреждали, Вселенная посылала мне знаки! Что же я не послушал (а)..»
Можно смотреть и не видеть, можно слышать, но не делать. В общем, надо не зацикливаться на себе, а выбирать из возможностей, которых вокруг великое множество.. Спасибо за притчу ))
да, Юля, когда в контакте с собой и миром вокруг, то постоянно поправляешь свой курс 🙂
«Легкость и приятность» почему-то присутствуют не у тех людей, кто этого достоин. Но нормальным людям в жизни приходится довольно тяжко.
Светлана, я бы здесь не горячилась — когда мы смотрим на другого человека, мы не всегда знаем, с какими демонами внутри он/она борется. А борется каждый, у каждого есть свои трудности и своя боль. Я пока не встречала человека, которому было бы шибко легко и приятно жить. Только нескольких, у которых за плечами десятки лет очень серьезной внутренней работы.
Прочла комментарии и впечатлилась).. Зацепило 2 момента. Мне кажется, что жизнь на планете может быть легкой и приятной. Только само это понятие очень быстро видоизменяется в восприятии каждого человека.
Договоренности… Их соблюдают только порядочные люди. Цельные, настоящие. Видела парочку местечковых гуру, столько наобещали людям — ничего не исполнили! Только денег наворовали у бедолаг. И сейчас так живут, доверчивых на их век хватит.
Очень поразил Ваш ответ на комментарий Виктора. «Люди, когда воображают, что есть некий мастер, посылающий им “уроки”, играют с огнем. ..Фантазии про посланные уроки и фантазии, что мы можем, управляя своим состоянием, управлять жизнью вокруг, – они опасны.»
Так сейчас живут многие люди. Что их ведет незримо учитель или сам Бог. Хотелось бы когда-нибудь поподробнее услышать Ваше мнение по этому поводу.
Итана, спасибо. В этом обсуждении как раз есть возможность высказывать мнения по этому поводу.
Забыла поблагодарить за совет про 3 плана. Ведь правда, расслабилась я тогда в той ситуации. Доверилась человеку безрассудно почему-то. А он потом и партнера по бизнесу также кинул. Суть у него гнилая. А я теперь к каждой ситуации буду предусматривать 3 плана. Спасибо Вам.
Итана, пожалуйста )
Три плана — это позиция реалиста
Мне кажется, что нам не хватает таких учителей, поэтому мы всю жизнь стараемся научиться, но у нас плохо получается.
Да, Валя, и поэтому мы пытаемся их найти. Но осознание, что учителей нет, мастеров нет, никто по жизни не ведет, отрезвляет. Тогда начинаешь учиться у самой Жизни.
Совершенно верно, Галя, именно так и происходит. Учимся у Жизни.